Когда колесо сансары дает оборот

Что такое Сансара

Сансара (в перев. «длящееся вечно скитание») – это вечный круговорот рождений и смертей (реинкарнация) всех живых существ во всех материальных (или проявленных) мирах Божественной Вселенной.

Учитывая бесконечность и цикличность круга жизни, символом постоянного его движения стало вращающееся колесо. Отсюда и появилась фраза «колесо сансары».

Сам этот символ изображается как круг с 8 спицами внутри – это лучи истины.

Выделяют три главные характеристики сансары:

  1. Суть, природа сансары – это пустота. Это связано с тем, что все проявленные миры – нереальны, они постоянно меняются. Поэтому Истины здесь нет.
  2. Проявление сансары – это иллюзия. Весь окружающий нас мир, формы всех его объектов и даже живых существ (включая и форму человека) – это иллюзия, мираж, обман, галлюцинация.
  3. Качество сансары – страдание. Но буддизм понимает страдание по-другому: как любую мыслительную и эмоциональную нестабильность, из-за которой появляются переживания. То есть, для буддизма и тоска, и радость – есть страдание. Потому что идеалом, блаженством для буддизма считается покой и умиротворение, внутренняя гармония.

Вращение колеса Сансары

Если говорить о временном обозначении круга жизни, то один оборот колеса сансары в буддизме называется Махакальпой. Она состоит из четырех частей (по 20 кальп в каждой):

1 –мир создается и развивается,

2 – стабильно живет,

3 – деградирует и погибает,

4 – находится в непроявленном состоянии и готовится к следующему воплощению, основанному на карме предыдущей жизни.

В связи с этим фраза «колесо сансары дало оборот» обозначает смену эпох, когда старый мир разрушается, а новый создается.

Но если принять во внимание индийские Веды (которые древнее буддизма), то один оборот колеса сансары обозначает один день жизни Бога Брахмы – 1 кальпу.

3 яда ума как причины попадания в Сансару

В колесо сансары затягиваются только те, кто омрачен тремя ядами. Их символами являются:

1) свинья невежества;

2) петух страсти;

3) змей гнева.

Если же человек искореняет в себе эти яды, то он легко может освободиться от своей плохой кармы и найти выход из круга перерождений.

Кармические действия, затягивающие человека в круг Сансары

Известно, что буддизм объясняет сансару как механизм причинно-следственной связи, контролируемый Законом Кармы. Это значит, что человек затягивается в сансару из-за своей плохой кармы. Причем, каждый поступок человека будет иметь свое отдельное последствие (за проступок – наказание, за доброе дело — награда), так как Закон Кармы не предполагает взаимозачет. То есть, здесь нельзя плюсовать и минусовать проступки и благие дела – за каждый поступок человек получает соответствующее следствие.

Также буддизм выделяет виды кармы:

  • карма – это накопленные человеком благие деяния;
  • акарма – это действия человека и без блага, и без греха. То есть человек и не прогрессирует, и не регрессирует. Нередко люди, действующие без своего желания и привязки, являются орудиями в руках Бога.  
  • викарма – это плохая карма, греховные деяния человека. Именно такой вид кармы и затягивает людей в сансару.

В связи с этим обозначаются десять благих и столько же неблагих поступков, которые накапливают соответствующую карму.

К неблагим поступкам относятся:

  1. согрешение телом (кража, убийство, насилие);
  2. согрешение речью (ложь, клевета, злословие, ссора, сплетни, грубость);
  3. согрешение умом (неистинные взгляды и убеждения, злые мысли, завидные жадные помыслы о чужом, привязанность к своему имуществу).

Действия, накапливающие благую карму

Вместе с тем, у человека есть возможностьвыйти из круга перерождений. Для этого ему нужно придерживаться следующих действий:

  1. спасение жизни любых живых существ (от букашки и до человека);
  2. примирение враждующих;
  3. любовь и сострадание к людям;
  4. знание закона, понимание сути вещей, самообразование, изучение духовных учений;
  5. удовлетворенность тем, что есть;
  6. правдивость;
  7. щедрость (и материальная, и душевная);
  8. верность в отношениях;
  9. доброжелательная речь;
  10. мудрая речь.

Просветление как выход из круговорота жизни и смерти

Просветление позволило Будде познать истинную суть сансары и разорвать ее круг. В основе учения об освобождении лежат четыре утверждения, которые сформулировал Будда.

После Просветления Будда открыл четыре Благородные истины:

  1. Боль (дукха) – означает, что все в жизни связано со страданием.

Дукха также означает, что ум человека затуманен неведением, так как он отделяет себя от мира и воспринимает все двойственно (плохо-хорошо и т.д.).

Для того, чтобы осознать первую истину Будды, человеку нужно преодолеть пять препятствий с помощью восмеричного пути (восемь спиц в колесе сансары):

  • привязанность как желание обладать;
  • гнев как отторжение;
  • зависть и ревность как нежелание другим счастья;
  • гордыня как возвышение над другими
  • невежество и запутанность как незнание ума чего он хочет, и что хорошо для него, а что – вред.

 Восьмеричный путь также поможет человеку увидеть истинного себя и иллюзорность окружающего мира.

  • Желание (самудая) – означает, что никак нескончаемые и неутолимые желания человека – и есть причина всех его страданий.

Согласно этой истине, ум человека затуманен разнообразными самоограничениями, жесткими принципами и противоречивыми эмоциями. И все это толкает человека из одной крайности в другую и не дает ему покоя.

  • Окончание (ниродха) – отсутствие желаний дает конец страданиям.

Третья истина, Ниродха, говорит о возможности и необходимости искоренения неведения, что позволит человеческому уму восстановить свое гармоничное состояние и мудрость.

  • Путь (магга) – желания как причину страданий можно убрать с помощью специальных методик.

Магга включает в себя конкретные методы борьбы с неведением человеческого ума. Эти методы освобождения даны в учении Срединного или Восьмеричного Благородного пути.

Иконография колеса сансары

Одновременно с символическим изображением сансары в виде круга с восемью спицами, есть и ее каноническое изображение на ткани (танка). Это изображение состоит из нескольких вложенных друг в друга кругов.

В центральном круге нарисованы символы ядов (свинья, петух и змея), которые и затягивают людей в сансару.

Второй круг, Бардо, поделен на 6 — число состояний, которые проходит душа между рождениями. Это: Бардо процесса умирания, Бардо Дхарматы, Бардо рождения, Бардо жизни (между рождением и смертью), Бардо сна, Бардо медитативной концентрации.

Третий круг в изображении сансары, круг миров, также поделен на 6 частей по числу типов миров. Сначала идут низшие сферы: адские миры, миры голодных духов, мир животных. Далее начинаются высшие сферы: мир людей, мир асуров (полубогов), мир богов (девов).

Исходя из логики перечисления миров ясно, что эволюционно они идут друг за другом. Но может случиться и так, что, провинившийся человек может переродиться и в низших мирах.

Отметим, что буддизм называет жизнь человека «драгоценным человеческим рождением», подчеркивая этим важность и выигрышность мира людей.

Почему? Потому что, в отличие от страданий мрачных существ и полузабытья богов, человек может осознать Закон Кармы и освободиться от колеса сансары. Именно рождаясь в мире людей, душа получает этот шанс.

Четвертый круг или внешний ободок изображения показывает Закон Кармы в действии по часовой стрелке, начиная сверху. Этот круг поделен на 12 частей с символическими сюжетами из жизни.

Интересно, что обычно колесо сансары изображается в руках свирепого божества загробного мира Ямы. Считается, что, будучи неподкупным и суровым, он олицетворяет Закон Кармы.

Исходя из иконографии колеса сансары, фраза «колесо сансары дало оборот» применительно к человеку означает, что за все 8 жизней (которые обозначены 8 спицами) он отработал положенную ему карму.

Такова жизнь человека в проявленном мире. Но, если помните, проявленный мир, как и жизнь, и смерть в нем – это иллюзия, сон. Эта истина символично показана через изображение Просветленного Будды вне круга сансары. А, согласно буддизму, потенциал Будды есть в каждом человеке. То есть, каждый человек может, как и Будда, вырваться из этого круга.

Срединный или Восьмеричный путь освобождения

 Этот путь освобождения от сансары имеет говорящее название: оно указывает на то, что он доступен всем людям – не только мудрецам, но и самому обычному, среднему человеку.

Срединный путь включает в себя три этапа:

  1. мудрость:
  • правильное воззрение – осознание 4 Благородных истин, закона Кармы, очищение сознания,
  • правильное намерение – трансформация негативных эмоций, развитие благих качеств, работа над желаниями;

2. нравственность:

  • правильная речь – воздержание от лжи, сплетен, ссор, грубости,
  • правильное поведение – воздержание от греховных деяний через тело (см. выше),
  • правильный образ жизни – добыча средств существования честным путем, безгреховная деятельность, жизнь вне зависимости от материального;

3. сосредоточение:

  • правильное усилие – непрерывное самосовершенствование, искоренение деструктивных убеждений, взращивание позитивных мыслей,
  • правильное направление мысли – осознание происходящего без субъективности, а так, как оно есть,
  • правильное сосредоточение – медитации, ведущие к личностному освобождению человека (так называемая Малая Нирвана).

Учение о Сансаре в других религиях

Мы здесь подробно рассмотрели буддийское учение о сансаре и связанных с ней кармой и перерождением (реинкарнация). Как же объясняется этот механизм в других религиях?

Даосизм (религия Китая) также утверждает, что и жизнь, и смерть отсутствуют, есть только бесконечная цепь перерождений человека.

В еврейской религии, Каббале, прописано, что смерть приходит за человеком до тех пор, пока он не откажется от себялюбия и не взрастит в себе высшие качества.

Другие древние религии и учения (религии майя, ацтеков, зороастризм и т.д.) также признавали механизм реинкарнации.

Если в раннем христианстве учение о реинкарнации существовало, то позднее оно было оттуда извлечено и запрещено. Сегодняшнее христианство не признает существования ни Закона Кармы, ни реинкарнации.

По признанию некоторых специалистов, хотя в некоторых сурах Корана имеются намеки на перерождение, ислам также не признает учения о сансаре.

Как выйти из колеса Сансары самостоятельно

Как утверждает буддийское учение о сансаре, каждый человек имеет возможность разорвать круг перерождений и выйти из колеса сансары. Каким образом – ответ находится в самом учении: через работу над собой и использование различных методов. Так, буддизм говорит о двух путях освобождения:

1) постепенный путь – через осознание, накопление благих действий, через Восьмеричный путь.

2) внезапный путь – во время переживания сильного горя (когда у человека не осталось ничего или никого – то есть, нет зацепок и привязанностей) или с помощью просветленного мастера.

Так как со вторым путем все понятно, нас будет интересовать первый путь. Постепенный путь предполагает:

  • осознание непостоянства, неизбежности смерти и рождения – тогда и привязанности и зацепки у человека (за людей или вещей) постепенно уходят;
  • осознавание проявлений у себя трех ядов. Наблюдение за связью своего ощущения и реакции позволяет перестать автоматически реагировать на происходящее. Как советует Шантидева, при появлении гнева или других негативных эмоций, нужно застыть на время, как дерево. В это время можно поймать себя на этой эмоции («сейчас я злюсь») и проанализировать, почему она появилась, и какова от нее польза;
  • накопление 10 благих действий (см. выше);
  • выполнение специальных упражнений. Так, дыхательные упражнения-пранаямы очищают тонкие тела. Асаны помогают проработать блоки и энергетические загрязнения на физическом и эмоциональном уровне. Соблюдение этических предписаний очищает негативную карму и нарабатывает благую карму.

Для примера приведем одно энергетическое упражнение, которое имеет очищающее действие:

  1. нужно сесть удобно, закрыть глаза и погрузиться в себя на некоторое время;
  2. на ментальном экране (темный экран, который мы видим мысленно после того, как закрываем глаза) нужно представить ситуацию или событие, которая очень сильно беспокоит Вас в данный момент;
  3. мысленно представьте эту ситуацию как энергетический комок;
  4. затем начинаем сжигать эту ситуацию: можно визуализировать горящую свечу, а можно зажечь свечу и представить, как ее огонь сжигает весь негатив. Продолжаем сжигать, пока внутри, на душе не появится легкость;
  5. в завершение наполняем себя светом и энергией любви.

Итак, выход всегда есть, даже если это – заколдованный круг сансары. Остается только идти в верном направлении (которое мы подробно рассмотрели).

Желаю Вам любви, осознанности и силы воли!

Лада

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *