Випассана особенности практики и ее виды

Випассана (в перев. «видение как есть») – это древняя практика освобождения ума от всего лишнего. Это способ, помогающий достичь просветления.

Випассана, как медитация прозрения, очищает ум человека от ненужного и мешающего познанию себя.

Согласно легенде, эта практика появилась благодаря Будде, который называл ее «искусством жизни». И посейчас Випассана считается уважаемой практикой, потому что она дарует свободу сознания, что является наивысшим счастьем для духовно ищущего человека. Но к этому состоянию нужно прийти через принятие неудовлетворенности, безличности и непостоянства.

Так, во время наблюдения за своими ощущениями в теле человек познает закон непостоянства (аничча): все ощущения, приятные или неприятные имею свойство появляться и исчезать. Отсюда – вывод: нет смысла стремится к тому, что не постоянно, даже если это дает приятное ощущение.

Такой урок приводит ум человека к нереагированию, а просто к наблюдению за происходящим в жизни. А так как реагирование как причина страданий (например, реакция ума «это – плохо» приводит к душевному страданию) убирается, то и в жизни человека наступает покой.

Практика Випассаны представляет собой погружение в особое медитативное состояние, которое помогает человеку избавиться от накопленных старых эмоций и прекратить копить новые.

Випассана и современность

В настоящее время выделяют две разновидности Випассаны:

  • 10-дневная практика школы Сатья Гоенка, которая состоит из ежедневных медитаций по 10 часов. Она включает в себя отрешенное наблюдение за своим телом и ощущениями, отслеживание своего дыхания в области ноздрей и верхней губы, постижение нравственной практики и развитие доброжелательности.

В результате прохождения курсов по этой методике память у человека освобождается от острых эмоциональных реакций, а также происходит:

  1. освобождение от бессознательных впечатлений (самскара);
  2. раскрытие энергичности и щедрости;
  3. раскрытие нравственности;
  4. пробуждение самоотречения;
  5. развитие честности и доброты.
  • 14-дневная практика школы Махаси Саядо (традиция Тхеравада), отличающаяся выполнением медитаций не только сидя, но и во время ходьбы. Здесь медитируют круглые сутки с чередованием неподвижных и подвижных техник, во время которых ученик осознает и фиксирует своим умом происходящее внутри и вовне.

Традиция Михаси Саядо также отличается строгий подход к развитию внимательности и содержит в себе три осознанные действия:

  1. внимательное простирание (концентрация на руках);
  2. внимательная ходьба (концентрация на стопах);
  3. внимательное сидение (концентрация на дыхании животом).

В основе этой практики – метод Сатипаттхана Випассана (медитация прозрения), которая включает четыре осознанности:

  • осознанность тела;
  • осознанность ощущений;
  • осознанность ума;
  • осознанность объектов ума.

Медитация считается результативной, если практикующий испытал 16 осознаний («випассана-ньяна»). Эти Випассана-ньяны являются опытами прозрения ученика к мудрости:

1 ньяна – это распознавание материального (ощущения тела) и ментального (мысли) в разных аспектах существования. Этот этап очищения воззрения включает в себя:

  • различение материальных составляющих,
  • различение ментальных составляющих,
  • различение одновременно и материального, и ментального,
  • созерцание того, что существо не является индивидуальной душой, а только есть сочетание составляющих.

2 ньяна – это постижение причинных связей, созерцание кармического механизма. Здесь происходит осознание того, что причина наблюдаемых материальных и ментальных процессов не выходят за пределы этих процессов.

3 ньяна – осознание 3 характеристик (болезненное, неконтролируемое, изменчивое) в материальных и ментальных процессах. При этом начинают появляться болевые ощущения.

4 ньяна – созерцание возникновения и исчезновения трех указанных характеристих.

5 ньяна – созерцание растворения и прекращения работы пяти аспектов существования.

6 ньяна – пугающее созерцание страха исчезновения и разрушения.

7 ньяна – созерцание недостатков и неполноценности во всем.

8 ньяна – постижение разочарования и отвращение ко всему, когда ум склоняется к состоянию покоя.

9 ньяна – постижение стремления к освобождению;

10 ньяна – рефлексивное мышление и ясное восприятие трех характеристик, но одновременное ощущение большой усталости.

11 ньяна – нейтральное восприятие всех пяти аспектов существования, развитие беспристрастности, успокоение ума.

12 ньяна – знание и созерцание соотвествия предыдущих 8 ньян;

13 ньяна – внутренняя трансформация и созерцания покоя ума.

14 ньяна – первый надмирской опыт Випассаны, познание Пути.

15 ньяна – познание Плода и постижение покоя.

16 ньяна – созерцание и пересмотр достигнутого.

Особенности курса Випассаны по Гоенке

Курс Випассаны по Гоенке является распространенной в России, поэтому рассмотрим его подробнее.

Випассана обычно осваивается во время 10-дневного курса (ретрит), во время которого:

  • ученики находятся на территории центра без всякой связи с внешним миром;
  • ученикам нельзя читать, писать, выполнять какие-либо другие практики;
  • в течение 9 дней ученики должны сохранять полное молчание между собой (кроме вопросов учителю);
  • в течение всего ретрита ученики практикуют три принципа:

1) мораль и нравственное поведение (шила): воздерживаются от вредприносящих действий пяти правил:

  • воздерживаться от убийств живых существ (вегетарианская еда, запрет на убийство насекомых, комаров и т.п.),
  • от воровства,
  • от лжи,
  • не тратить сексуальную энергию,
  • не употреблять алкогольные и наркотические вещества;

2) практика контроля ума (самадхи) посредством наблюдения за своим дыханием по 11 часов в день первые 3,5 дня;

3) обретение мудрости (панья) через три ступени: мудрость, полученная из книг или со слов других людей; мудрость интеллектуальная (человек анализирует знания в уме); мудрость, возникающая внутри (то, что человек пережил сам на личном опыте).

Целью практики Випассаны является подведение ученика к третьей ступени мудрости через наблюдение своих ощущений: во время медитации он начинает своим вниманием проходить все свое тело, начиная с макушки головы до кончика пальцев ног, а потом также в обратную сторону. И так нужно делать всю медитацию.

  • в течение первых 3,5 дней ученики медитируют на дыхании (анапана) для восстановления контроля над своим умом;
  • в течение оставшихся 6,3 дней ученики выполняют саму Випассану, проникая в себя;
  • каждый день ученики получают инструкции к медитациям и отслеживают прогресс;
  • в десятый день ученикам позволяется говорить;
  • завершается курс практикой доброжелательности.

Техника и способы самостоятельного освоения медитации Випассана

Существуют две техники выполнения Випассаны:

  • Сидя с прямой спиной и головой и закрытыми глазами в течение 40 минут. Здесь нужно наблюдать за движениями живота;
  • При ходьбе, наблюдая за своими ногами, касающиеся земли, и осознание их: как нога поднимается в воздух, опускается и стопа ставится на землю и т.д.

Практика Випассана включает в себя следующие шаги:

  1. сосредоточение на физических ощущениях и состоянии своего ума;
  2. избавление от внешних раздражителей;
  3. успокоение ума;
  4. созерцание своих мыслей и эмоций без реакции на них;
  5. осознание всего того, что волновало и беспокоило.

Выделяют три способа освоения Випассана-практики:

  • Осознание своих движений и мыслей представляет собой:
  1. осознавание своего тела – отслеживание своих движений и действий: расчесывание волос, поправление одежды, умывание, мытье посуды и т.д.;
  2. осознавание своего разума – наблюдение за своими мыслями и эмоциями без их оценивания;
  3. осознание своего настроения.

То есть, этот способ основан на отказе от бессознательных действий, к которым так привык человек, что многое делает на автомате.

  • Наблюдение за верхней губой и ноздрями: осознание своих ощущений при вдохе и при выдохе – на вдохе прохладный воздух заходит в ноздри, а на выдохе теплый воздух касается верхней губы.
  • Осознание дыхания представляет собой наблюдение за животом, где находится пупок как источник жизненной энергии. Наблюдение за движениями живота при вдохе и выдохе приводит к постепенному утиханию мыслей и эмоций.

Польза от выполнения практики Випассана

  • очищение ума;
  • избавление от негативных эмоций;
  • освобождение от причин, приносящих страдания;
  • исцеление душевной сферы;
  • исцеление физического тела;
  • обретение внутренней гармонии;
  • восстановление душевного покоя;
  • освобождение от влияния ума;
  • осознанность;
  • повышение внимательности;
  • развитие четкого, детального восприятия мира;
  • обретение свободы сознания;
  • просветление.

Ошибки-ловушки для начинающих практику Випассана

  • самомнение «я умею медитировать» может помешать практике, поэтому нужно быть открытым как ребенок и познавать новое;
  • внутреннее сопротивление установленному распорядку может помешать достичь результатов;
  • внутренние претензии ко всем и ко всему («почему такая еда», «что это за учитель») только ухудшают результаты;
  • бездельничанье во время медитаций не даст никаких плодов;
  • оценивание и реагирование на ощущения запутывают и не дают достичь цели Випассаны;
  • ложное ожидание просветления на 10-ый день ретрита, а чудо мы делаем сами своими каждодневными усилиями;
  • ложное ожидание кардинальных перемен сразу после прохождения курса наивно, нужно продолжать практику, что приведет к появлению едва уловимых изменений внутри.

Следует отметить, что в источниках о Випассане не упоминается о каком-либо вреде человеку с ее стороны. Наоборот, указывается, что эта практика так проста и наивна, что даже ребенок может ее освоить. Вернее, ему будет даже проще и легче освоить, так как его ум пока еще не научился осуждать и оценивать.

Внимание! Вместе с тем, специалисты предупреждают, что Випассана, как и другие медитативные практики, может обострить некоторые уже имеющиеся или скрытые физические и психические болезни. Поэтому человеку, имеющему в истории болезней такие пункты, от этой практики нужно отказаться.

В завершение хотелось бы напомнить, что суть практики Випассана заключается в полном осознавании всего, что Вы делаете, в полном присутствии Вас во всем, что Вы делаете.

Современному человеку это состояние не привычно, потому что ум торопит события. Например, пока мы моем посуду, наш ум думает о другом и уже запланировал кучу других дел. А медитация Випассана учит наш ум сосредоточиться на том, что сейчас мы делаем, она учит нас быть здесь и сейчас, она учит нас жить настоящим.

Желаю Вам Любви и осознанности.

Лада

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *