Постановка целей по SМАRТ
Содержание
Что такое цель
Цель – это предмет стремления, то, что надо осуществить. Цель — это предполагаемый результат действий.
Без цели все действия человека теряют смысл и совершаются впустую, зря тратя его энергетические ресурсы. Но, чтобы Ваши действия приносили желаемый результат, необходимо поставить четкую цель.
Именно она будет служить Вам в качестве своеобразного маяка, в направлении которого следует двигаться и совершать свои действия только в соответствии с ним. Именно она будет мотивировать Вас и не давать отвлекаться на второстепенные дела.
Отсюда, человеку необходимо научиться ставить правильные, то есть работающие цели.
Существуют разные способы правильной постановки целей. Рассмотрим некоторые эффективные способы.
Что такое «SМАRТ»
«SМАRТ» ( в перев. «умный») – это технология «умного» планирования и постановки реальных целей.
Задачей этого способа является увеличение вероятности достижения цели как желаемого результата. Благодаря умному планированию происходит визуализация целей: человек может четко увидеть путь их достижения.
Данный метод помогает четко сформулировать свои задуманные мечты в реальные цели, которые легко достигаются. Это происходит, благодаря их правильной формулировке, которая достигается в соответствии с такими критериями, как:
- S (specific) – конкретность,
- M (measurable) – измеримость,
- A (attainable) – достижимость,
- R (realistic, relevant) – реалистичность, актуальность, согласованность,
- T (time-based) – наличие временных рамок.
Рассмотрим эти критерии подробнее.
Конкретность. Это значит, что цель должна содержать конкретно обозначенный предполагаемый результат, а не абстрактную формулировку. Сравните: заняться физкультурой, немного похудеть (абстрактные цели) или 3 раза в неделю посещать фитнес-центр, снизить вес на 5 кг (конкретные цели).
Благодаря конкретной формулировке цели у человека в сознании появляется четкая картина, которая будет мотивировать его, а его подсознание будет всячески ему помогать идти к этой цели.
Наводящие вопросы для конкретизации цели:
- Какой результат хочет получить человек после достижений цели?
- Есть ли конкретные ограничения или необходимость дополнительных ресурсов для ее достижения?
- Только ли от меня зависит достижение поставленной цели (кто еще может повлиять на предполагаемый результат)?
Измеримость. Это значит, что цель как предполагаемый результат должна иметь определенные показатели и характеристики, благодаря которым можно будет судить о ее достижении.
Например, показателями могут быть:
- количественные характеристики: деньги, проценты, количество просмотров, лайков или заказов и т.д.,
- качественные характеристики: отзывы, положительная оценка специалиста, одобрение проекта руководителем, утверждение проекта и т.п.
Сравните: получать побольше заказов (нет измеримости) или получать 5 заказов в день (количественное измерение).
Наводящие вопросы для выявления измеримости:
- Как можно будет узнать, что цель достигнута?
- Какой показатель является самым важным в достижении цели, и какое его значение будет определять, что цель достигнута?
- Какие промежуточные задачи и их критерии будут влиять на достижение цели?
- Каковы промежуточные показатели, подтверждающие Ваше положительное движение к цели по запланированному графику?
Достижимость. Это значит, что цель должна быть достижимой, а не сказочной. Потому что, если даже Ваша цель отвечает первым двум рассмотренным критериям, но является невозможной, то никакойумныйSМАRТ-метод Вам не поможет.
Сравните: например, домохозяйка поставила цель – через 3 года победить в номинации «Лучшая женская роль» и получить «Оскар», или – через 3 месяца пройти ускоренные курсы английского языка и слетать в Англию. Думается, понятно, какая из сформулированных целей отвечает критерию достижимости.
Отсюда, при постановке своей цели необходимо взвесить все свои возможности и ресурсы с точки зрения их соответствия предполагаемому результату.
Какими же ресурсами обладает человек: физическое и психическое здоровье, время, знания, умения, навыки, способности, финансы и др.
Наводящие вопросы для выявления достижимости:
- Какие результаты есть уже к данному моменту?
- Какие действия и в какой последовательности нужно будет выполнить?
- Какие имеющиеся ресурсы нужны для достижения этой цели?
- Какие дополнительные ресурсы будут нужны, и где их найти?
- Каким будет Ваш первый шаг, если все начать сначала?
- Перечислить все способы достижения поставленной цели,
- Есть ли альтернативные варианты для выполнения задач-шагов в достижении поставленной цели?
Актуальность и реалистичность. Это значит, что цель должна быть действительно нужной, актуальной и реальной (то есть, не входить в противоречие с жизненными обстоятельствами, уже существующими планами и внутренними желаниями). В противном случае ее невозможно будет достичь.
Сравните: сократить штат на 70% и выйти на прибыль 200% по сравнению с прошлым годом, или сократить штат на 50% и сохранить прошлогодний уровень прибыли.
Наводящие вопросы для выявления истинности цели:
- Важна ли эта цель для общего успеха и можно ли ее достичь?
- Почему я хочу этого?
- На самом ли деле я хочу этого?
Ограниченность во времени. Это значит, что в постановке цели нужно обязательно обозначить сроки ее выполнения. Если в формулировке Вашей цели этого пункта нет, то, «по умолчанию» ее достижение можно растянуть хоть на всю оставшуюся жизнь. Сравните: начать заниматься спортом через неделю, или выйти на пробежку сейчас.
То есть, наше сознание, а, тем более, и подсознание так и могут понять и не торопиться работать над этим (через неделю – понятие растяжимое). Поэтому им нужна временная рамка, чтобы они на нее ориентировались и помогали выстраивать эффективные действия.
Наводящие вопросы для верного обозначения времени достижения цели:
- Когда нужно достичь этой цели (как далеко по времени это запланировано)?
- Когда конкретно нужно начинать и заканчивать выполнение каждого пункта плана?
- Какое действие является первым шагом в достижении цели?
- Оценить по шкале от 1 до 10 свою уверенность в достижении цели за обозначенный срок,
- Если не поставили 10, то, что помешало Вам это сделать?
Для удобства в целеполагании принято выделять следующие цели:
- краткосрочные (до 100 дней),
- среднесрочные (до года),
- долгосрочные (от года и более).
При этом, SМАRТ-метод требует согласованности и взаимопроникновения между всеми видами целей: краткосрочные цели включают в себя шаги среднесрочных целей, а среднесрочные цели содержат шаги долгосрочных целей. Получается стройная, упорядоченная система целей.
Если сформулировать цель в соответствии со всеми пятью критериями, получится следующий пример: вместо «хочу новую машину» — купить новый автомобиль Тоyoта RAV4 к июню 2020 года, заработав на бизнес-проекте «N».
Алгоритм (пошаговая инструкция) по работе со SМАRТ
- анализ имеющейся ситуации и выявление того, что нуждается в улучшении,
- осознать, для чего это нужно Вам, и есть ли согласованность с другими Вашими планами,
- определить количество того, что Вы хотите,
- проанализировать, есть ли нужные для достижения цели ресурсы, и что еще может понадобиться,
- обозначить разумные, приемлемые сроки.
Метод smart: минусы и плюсы
Как и у любого метода, у техники «SМАRТ» есть свои преимущества и недостатки. Перечислим основные из них.
Преимущества
- определенность и практичность (все участники процесса по достижению цели ясно и точно понимают свои задачи-действия),
- универсальность (возможность использовать не только в профессиональной, но и во всех сферах жизни),
- осознанность и мотивация (конкретная и четкая постановка цели позволяет каждому работнику ясно осознавать свою задачу, что положительно влияет на его мотивацию),
- удобность (и экономит время и силы, и регламентирует работу подчиненных, и повышает продуктивность работы),
- хорошо работает для краткосрочных и среднесрочных целей,
- помогает четко рассмотреть свою цель и визуализировать процесс ее достижения,
Недостатки
- не работает с долгосрочными и стратегическими целями,
- не является методикой достижения целей, а просто помогает их правильно сформулировать,
- из-за жестких рамок возможна негативная реакция со стороны подчиненных,
- не учитывается ежедневная рутинная работа, отвлекающая от цели.
Упражнение «Ревизия целей» для проработки техники SМАRТ
- написать на левой стороне бумаги все свои цели,
- с правой стороны расписать каждую цель по критериям SМАRТ,
- по каждой цели ответьте на основные вопросы (можно ли цель измерить, не противоречит ли цель Вашим внутренним принципам или внешним обстоятельствам и др.),
- обозначить всем целям срок в 3 месяца и представить, что они достигаются одновременно,
- исходя из этого, выявить из поставленных целей те, которые нужно начинать воплощать сейчас, и те, которые могут подождать как второстепенные,
- сконцентрироваться на 1-2 целях на ближайшие три месяца,
- напротив этих 1-2 целей написать свой первый шаг, который нужно сделать уже завтра,
- каждые три месяца повторять это упражнение, проводя ревизию своих целей. Как утверждают специалисты, результаты будут впечатляющими.
В завершение хотелось бы напомнить, что, хотя SМАRТ-технология и отличается своей высокоэффективностью, она не является панацеей. Это значит, что не нужно ждать от этого метода волшебства, так как он является только хорошим инструментом, который будет работать только в руках человека, умеющего мыслить реально и рационально.
Также хотелось бы отметить, что, хотя правильная постановка реальных целей – это почти половина пути в их достижении, но без приложения своих усилий, без выполнения обозначенных шагов-действий вряд ли можно надеяться на желаемый результат.
В этом плане метод «SМАRТ» очень хорошо «отрезвляет» человека, потому что отбрасывает все нереальные и фантастические цели, заставляет его «открыть глаза» на имеющуюся ситуацию, а также мотивирует работать над собой и выполнять реальные действия во внешнем мире.
Желаю Вам Любви и реальных целей!
Лада