Постановка целей по SМАRТ

Что такое цель

Цель – это предмет стремления, то, что надо осуществить. Цель — это предполагаемый результат действий.

Без цели все действия человека теряют смысл и совершаются впустую, зря тратя его энергетические ресурсы. Но, чтобы Ваши действия приносили желаемый результат, необходимо поставить четкую цель.

Именно она будет служить Вам в качестве своеобразного маяка, в направлении которого следует двигаться и совершать свои действия только в соответствии с ним. Именно она будет мотивировать Вас и не давать отвлекаться на второстепенные дела.

Отсюда, человеку необходимо научиться ставить правильные, то есть работающие цели.

Существуют разные способы правильной постановки целей. Рассмотрим некоторые эффективные способы.

Что такое «SМАRТ»

«SМАRТ» ( в перев. «умный») – это технология «умного» планирования и постановки реальных целей.

Задачей этого способа является увеличение вероятности достижения цели как желаемого результата. Благодаря умному планированию происходит визуализация целей: человек может четко увидеть путь их достижения.

Данный метод помогает четко сформулировать свои задуманные мечты в реальные цели, которые легко достигаются. Это происходит, благодаря их правильной формулировке, которая достигается в соответствии с такими критериями, как:

  • S (specific) – конкретность,
  • M (measurable) – измеримость,
  • A (attainable) – достижимость,
  • R (realistic, relevant) – реалистичность, актуальность, согласованность,
  • T (time-based) – наличие временных рамок.

Рассмотрим эти критерии подробнее.

Конкретность. Это значит, что цель должна содержать конкретно обозначенный предполагаемый результат, а не абстрактную формулировку. Сравните: заняться физкультурой, немного похудеть (абстрактные цели) или 3 раза в неделю посещать фитнес-центр, снизить вес на 5 кг (конкретные цели).

Благодаря конкретной формулировке цели у человека в сознании появляется четкая картина, которая будет мотивировать его, а его подсознание будет всячески ему помогать идти к этой цели.

Наводящие вопросы для конкретизации цели:

  1. Какой результат хочет получить человек после достижений цели?
  2. Есть ли конкретные ограничения или необходимость дополнительных ресурсов для ее достижения?
  3. Только ли от меня зависит достижение поставленной цели (кто еще может повлиять на предполагаемый результат)?

Измеримость. Это значит, что цель как предполагаемый результат должна иметь определенные показатели и характеристики, благодаря которым можно будет судить о ее достижении.

Например, показателями могут быть:

  • количественные характеристики: деньги, проценты, количество просмотров, лайков или заказов и т.д.,
  • качественные характеристики: отзывы, положительная оценка специалиста, одобрение проекта руководителем, утверждение проекта и т.п.

Сравните: получать побольше заказов (нет измеримости) или получать 5 заказов в день (количественное измерение).

Наводящие вопросы для выявления измеримости:

  1. Как можно будет узнать, что цель достигнута?
  2. Какой показатель является самым важным в достижении цели, и какое его значение будет определять, что цель достигнута?
  3. Какие промежуточные задачи и их критерии будут влиять на достижение цели?
  4. Каковы промежуточные показатели, подтверждающие Ваше положительное движение к цели по запланированному графику?

Достижимость. Это значит, что цель должна быть достижимой, а не сказочной. Потому что, если даже Ваша цель отвечает первым двум рассмотренным критериям, но является невозможной, то никакойумныйSМАRТ-метод Вам не поможет.

Сравните: например, домохозяйка поставила цель – через 3 года победить в номинации «Лучшая женская роль» и получить «Оскар», или – через 3 месяца пройти ускоренные курсы английского языка и слетать в Англию. Думается, понятно, какая из сформулированных целей отвечает критерию достижимости.

Отсюда, при постановке своей цели необходимо взвесить все свои возможности и ресурсы с точки зрения их соответствия предполагаемому результату.

Какими же ресурсами обладает человек: физическое и психическое здоровье, время, знания, умения, навыки, способности, финансы и др.

Наводящие вопросы для выявления достижимости:

  1. Какие результаты есть уже к данному моменту?
  2. Какие действия и в какой последовательности нужно будет выполнить? 
  3. Какие имеющиеся ресурсы нужны для достижения этой цели?
  4. Какие дополнительные ресурсы будут нужны, и где их найти?
  5. Каким будет Ваш первый шаг, если все начать сначала?
  6. Перечислить все способы достижения поставленной цели,
  7. Есть ли альтернативные варианты для выполнения задач-шагов в достижении поставленной цели?

Актуальность и реалистичность. Это значит, что цель должна быть действительно нужной, актуальной и реальной (то есть, не входить в противоречие с жизненными обстоятельствами, уже существующими планами и внутренними желаниями). В противном случае ее невозможно будет достичь.

Сравните: сократить штат на 70% и выйти на прибыль 200% по сравнению с прошлым годом, или сократить штат на 50% и сохранить прошлогодний уровень прибыли.

Наводящие вопросы для выявления истинности цели:

  1. Важна ли эта цель для общего успеха и можно ли ее достичь?
  2. Почему я хочу этого?
  3. На самом ли деле я хочу этого?

Ограниченность во времени. Это значит, что в постановке цели нужно обязательно обозначить сроки ее выполнения. Если в формулировке Вашей цели этого пункта нет, то, «по умолчанию» ее достижение можно растянуть хоть на всю оставшуюся жизнь. Сравните: начать заниматься спортом через неделю, или выйти на пробежку сейчас.

То есть, наше сознание, а, тем более, и подсознание так и могут понять и не торопиться работать над этим (через неделю – понятие растяжимое). Поэтому им нужна временная рамка, чтобы они на нее ориентировались и помогали выстраивать эффективные действия.

Наводящие вопросы для верного обозначения времени достижения цели:

  1. Когда нужно достичь этой цели (как далеко по времени это запланировано)?
  2. Когда конкретно нужно начинать и заканчивать выполнение каждого пункта плана?
  3. Какое действие является первым шагом в достижении цели?
  4. Оценить по шкале от 1 до 10 свою уверенность в достижении цели за обозначенный срок,
  5. Если не поставили 10, то, что помешало Вам это сделать?

Для удобства в целеполагании принято выделять следующие цели:

  • краткосрочные (до 100 дней),
  • среднесрочные (до года),
  • долгосрочные (от года и более).

При этом, SМАRТ-метод требует согласованности и взаимопроникновения между всеми видами целей: краткосрочные цели включают в себя шаги среднесрочных целей, а среднесрочные цели содержат шаги долгосрочных целей. Получается стройная, упорядоченная  система целей.

Если сформулировать цель в соответствии со всеми пятью критериями, получится следующий пример: вместо «хочу новую машину» — купить новый автомобиль Тоyoта RAV4 к июню 2020 года, заработав на бизнес-проекте «N».

Алгоритм (пошаговая инструкция) по работе со SМАRТ

  1. анализ имеющейся ситуации и выявление того, что нуждается в улучшении,
  2. осознать, для чего это нужно Вам, и есть ли согласованность с другими Вашими планами,
  3. определить количество того, что Вы хотите,
  4. проанализировать, есть ли нужные для достижения цели ресурсы, и что еще может понадобиться,
  5. обозначить разумные, приемлемые сроки.

Метод smart: минусы и плюсы

Как и у любого метода, у техники «SМАRТ» есть свои преимущества и недостатки. Перечислим основные из них.

Преимущества

  • определенность и практичность (все участники процесса по достижению цели ясно и точно понимают свои задачи-действия),
  • универсальность (возможность использовать не только в профессиональной, но и во всех сферах жизни),
  • осознанность и мотивация (конкретная и четкая постановка цели позволяет каждому работнику ясно осознавать свою задачу, что положительно влияет на его мотивацию),
  • удобность (и экономит время и силы, и регламентирует работу подчиненных, и повышает продуктивность работы),
  • хорошо работает для краткосрочных и среднесрочных целей,
  • помогает четко рассмотреть свою цель и визуализировать процесс ее достижения,

Недостатки

  • не работает с долгосрочными и стратегическими целями,
  • не является методикой достижения целей, а просто помогает их правильно сформулировать,
  • из-за жестких рамок возможна негативная реакция со стороны подчиненных,
  • не учитывается ежедневная рутинная работа, отвлекающая от цели.

Упражнение «Ревизия целей» для проработки техники SМАRТ

  1. написать на левой стороне бумаги все свои цели,
  2. с правой стороны расписать каждую цель по критериям SМАRТ,
  3. по каждой цели ответьте на основные вопросы (можно ли цель измерить, не противоречит ли цель Вашим внутренним принципам или внешним обстоятельствам и др.),
  4. обозначить всем целям срок в 3 месяца и представить, что они достигаются одновременно,
  5. исходя из этого, выявить из поставленных целей те, которые нужно начинать воплощать сейчас, и те, которые могут подождать как второстепенные,
  6. сконцентрироваться на 1-2 целях на ближайшие три месяца,
  7. напротив этих 1-2 целей написать свой первый шаг, который нужно сделать уже завтра,
  8. каждые три месяца повторять это упражнение, проводя ревизию своих целей. Как утверждают специалисты, результаты будут впечатляющими.

 В завершение хотелось бы напомнить, что, хотя SМАRТ-технология и отличается своей высокоэффективностью, она не является панацеей. Это значит, что не нужно ждать от этого метода волшебства, так как он является только хорошим инструментом, который будет работать только в руках человека, умеющего мыслить реально и рационально.

Также хотелось бы отметить, что, хотя правильная постановка реальных целей – это почти половина пути в их достижении, но без приложения своих усилий, без выполнения обозначенных шагов-действий вряд ли можно надеяться на желаемый результат.

 В этом плане метод «SМАRТ» очень хорошо «отрезвляет» человека, потому что отбрасывает все нереальные и фантастические цели, заставляет его «открыть глаза» на имеющуюся ситуацию, а также мотивирует работать над собой и выполнять реальные действия во внешнем мире.

Желаю Вам Любви и реальных целей!

Лада

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *