Как не лениться и хорошо учиться
Содержание
Почему лень учиться
Лень – это отсутствие желания выполнить необходимое действие или дело. Отсюда, лень учиться – это отсутствие желания учиться.
Причин, почему отсутствует это желание у большинства детей и молодежи, может быть много, так как все мы – разные и находимся в разных жизненных условиях.
Но, не смотря на разность факторов появления лени, она имеет общее для всех последствие – усложнение ситуации, создание неприятностей и проблем. Ведь лень учиться приводит не только к появлению «двоек» (это еще только полбеды), она незаметно сводит на нет успешность человека в жизни вообще. А эту причинно-следственную связь, к сожалению, видят не все, и не вся учащаяся молодежь это понимает.
Отсюда, часто нежелание учиться связано именно с нехваткой сознательности, когда человек не понимает ценность знаний и общих умений (правильно писать и т.п.), которые нужны будут во взрослой жизни.
Но что говорить о детях, если порой даже взрослым не хватает этой сознательности в жизни. Хотя, дети бывают разными: есть те, кто с первого класса знает, кем будет и старательно учится, продвигаясь к своей мечте. А есть такие, кто не видит для себя смысла в обучении, поэтому искренне не понимает, зачем ему учиться.
Отсюда, можно выделить разные причины «учебной лени».
Причины лени учиться
- бессмысленность учебы («мне это не нужно»),
- конфликтная ситуация с одноклассниками (одногруппниками),
- конфликт с учителем,
- инфантилизм, отсутствие сознательности («учеба — это скучно», «учеба — это сложно»),
- страх и нежелание выйти из «зоны комфорта»,
- привычка откладывать «на потом»,
- детская травма (когда родители и другие близкие люди повесили ярлык «неудачник и недотепа» и т.п.),
- неверие в себя и свои силы,
- отсутствие силы воли.
Понимание лени как отсутствие желания дает человеку подсказку для решения этой проблемы: нужно сделать так, чтобы желание учиться появилось. Но желание у человека обычно появляется только в случае его заинтересованности в результате своих действий.
Но что делать, если заинтересованности пока нет? Не ждать, когда она появится (может, никогда), а постепенно работать над этим. Хотя бы ради своего будущего.
Как настроиться на учебу
- правильно сформулируем цель: если правильно поставить перед собой цель, то она будет вести за собой. При формулировке цели лучше использовать положительные и приятные слова. Сравните: «заставить себя учиться» или «начать хорошо учиться и повысить свой статус в классе (группе)».
В первом случае Ваше подсознание будет сопротивляться и тормозить, а во втором – помогать.
Наводящие вопросы для правильной формулировки цели: «Что должна Вам дать эта учеба?», «Куда в итоге эта учеба Вас приведет?», «Для чего Вам нужна эта учеба?»,
- находим хорошую мотивацию (веская причина, чтобы учиться): может быть положительной (хорошо учиться, чтобы поступить в аспирантуру) и отрицательной, обратной (учиться, чтобы не быть отчисленным).
Мотивация может быть любой (например, учиться в университете, чтобы каждый день удивлять всех своими нарядами (крутыми гаджетами). Или ходить каждый день на учебу, чтобы видеть симпатичного одноклассника/одногруппника),
- договариваемся с родителями или с друзьями. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок учился хорошо. И здесь дело – не в получаемых отметках, а в понимании ценности знаний, развитии силы воли, серьезности, терпения, усидчивости и других качеств, которые пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Поэтому, думается, что они с удовольствием согласятся поощрять Ваши успехи в учебе (еженедельной суммой или покупкой желаемой Вами вещи в конце полугодия или года).
Если же речь идет о договоре с друзьями, то здесь тоже можно найти немало мотивирующих вариантов: совместная поездка по окончании учебного года, «учебное» соревнование между собой и т.д.
Как побороть лень в учебе
- создаем положительный настрой: красивые и стильные принадлежности, вдохновляющая музыка,
- стимулируем себя (продумываем систему поощрений и наказаний). Такая система очень хорошо мотивирует на учебу. Например, своевременное успешное выполнение дела (написание проекта или курсовой, сдача экзамена на «отлично» и т.п.) должно вознаграждаться встречей с друзьями, походом в кинотеатр или покупкой заранее присмотренной вещи. А плохое выполнение учебных заданий или их несвоевременное выполнение наказывается самостоятельным запретом участия в вечеринке друзей и т.п.,
- занимаемся саморазвитием: расширяем кругозор, читая развивающие книги и просматривая познавательные фильмы, изучаем то, что интересно, даже если это не относится к учебе – это все будет «подтягивать»,
- не идем за своими сиюминутными эмоциями: если внутри опять появилось негативное отношение и сопротивление к учебе, не стоит на нем зацикливаться. Эта эмоция уйдет так же быстро (утверждается, что эмоция устойчива только 2 секунды), как и пришла, если Вы допустите в свою голову положительную мысль о нужности учебы, для того, чтобы… (Ваш мотив),
- интересуемся у своих сверстников, как они выходят из такой ситуации с ленью и умудряются быть успешными,
- используем альтернативные способы изучения учебного материала. Например, посмотреть документальный фильм про изучаемое историческое событие или прослушать аудиокнигу, посмотреть экранизацию вместо «скучного» чтения заданной повести,
- просматриваем свои достижения. Когда человек иногда (особенно, когда трудно) оглядывается назад и воспоминает, каким он был и каким стал, — это здорово мотивирует идти дальше, вперед,
- преодолеваем внутреннее сопротивление: начав учиться, мы втягиваемся в процесс, и через месяц-два становится легче,
- не берем в школу гаджеты, так как они будут и отвлекать, и создавать лишние проблемы (замечания на уроке, сверстники во время перемены),
- делим на части: объемное задание делим на части и выполняем постепенно,
- совместное выполнение домашних заданий: зовем друзей в гости делать вместе задание на дом, а потом вместе отдыхаем,
- смена мест занятий: читальный зал библиотеки, чтение в парке,
- рационально организовываем свое рабочее место: место для занятий должно быть настраивающим на серьезную работу (мебель, по желанию – фоновая музыка, чашка чая и т.п.),
- рационально управляем временем: расписать график на день с последовательными периодами учебы и отдыха, а также с 1-2 «окнами» (свободное время, которое по возникшей необходимости тратится на какое-либо занятие). Здесь нужно напомнить о существовании специальной системы умного планирования – так называемом тайм менеджменте. Он включает в себя очень много разных и эффективных инструментов, способов и приемов продуктивного управления временем,
- развиваем силу воли. Именно это качество является Вашим основным помощником в борьбе с ленью, заставляя брать себя в руки и концентрироваться на решении поставленных задач. Но, даже если пока у Вас его нет, можно успешно развивать с малого: заставлять себя следить за собой, за порядком в своей комнате и вещах, держать тело в форме. Хорошим подспорьем в деле развития силы воли является график дел, так как его нужно строго придерживаться,
- проявляем постоянство и настойчивость, не сдаемся.
Некоторые рекомендации и советы как заставить себя учиться перед экзаменом (контрольной)
- настроиться. Как известно, во многом исход любого дела связан с психоэмоциональным настроем человека. Отсюда – вывод: создать себе положительный и решительный настрой на учебу («я смогу»),
- выбрать оптимальное уединенное место (не кухня и не спальня),
- убрать все отвлекающее (технику, шум, интересные предметы, на которые Вы реагируете, еду),
- использовать прием 20/10, где первая цифра – время концентрации на задании, а вторая – время отдыха,
- выявить и сконцентрироваться на том материале, в котором Вы слабы. Для этого нужно пройтись по каждому вопросу и прописать основные пункты, которыми Вы владеете. Выбрать те вопросы, по которым Вы не смогли ничего написать и усиленно их учить,
- планировать. Для этого нужно составить список учебных дел на неделю, потом выделить самые сложные и трудоемкие дела на каждый день, и только затем распределить по дням недели легкие дела. Планирование помогает увидеть и представить весь недельный объем работы, а также настраивает, подготавливает к ней. Причем, при составлении плана обязательно нужно учесть время для отдыха,
- готовиться вместе. Выполняя задания совместно с другими, можно повысить мотивацию и снизить рутинность учебы, пополнить или скорректировать свои знания (совместное обсуждение помогает выявить свои пробелы и недочеты),
- «делу – время, потехе – час». При интенсивной умственной работе физически и физиологически просто необходимо давать своему мозгу перерыв. В противном случае можно получить обратный эффект: когда вместо стройной системы знаний истощившийся мозг будут выдавать сумбур. Поэтому – 2 часа интенсивных занятий и 30 минут хорошего и активного(!) отдыха – самое то,
- полноценное питание с включением орехов, фруктов, рыбы и других продуктов, питающих мозг, повышает его продуктивность,
- глоток чистой воды – вот на что можно и нужно отвлекаться время от времени, считают специалисты. Этот маленький прием благотворно влияет на состояние организма во время подготовки,
- использовать действенные способы запоминания учебного материала: выписывать основные идеи, применять ассоциации и символы и т.д.,
- начинать с трудного (метод «съесть лягушку») задания, затем перейти к легким,
- наоборот: начать с легких заданий (иногда так легче начать и втянуться в процесс), потом перейти к трудному.
Как учиться на «отлично»
- составить график учебы и отдыха – буллет-журнал (трекер дел, ежедневник),
- работать на занятии: не просто просиживать занятие, урок, а работать (делать записи основных идей, уточнять, задавать вопросы, участвовать в обсуждении),
- закреплять вовремя знания: после завершения занятия вспомнить еще раз основные моменты темы и понять взаимосвязь этой темы с предыдущими (то есть строить в голове систему знаний),
- главное – понять. А понимать нужно главное, не второстепенное, поэтому в учебном тексте нужно акцентировать внимание на ключевых идеях, правилах, законах,
- делать карточки: сделать картонные карточки, от руки выписывать туда основные законы, принципы, термины и регулярно повторять их,
- наглядно представлять суть учебного материала: визуализировать историческое событие, физические законы (например, при изучении закона Архимеда представляем, как тело погружается в воду),
- использовать ассоциации и реальные привязки для сложного учебного материала: изучение материала в приятной обстановке позволяет связать эти две вещи – обстановка+материал, а потом использовать для вспоминания этого материала,
- устраивать самопроверку и самотестирование: если месяц спустя Вы помните все изученные термины, значит, тема качественно усвоена (что гарантирует высокие баллы).
В завершение хотелось бы напомнить, что лень характерна только для несознательных людей. Потому что, когда человек осознает цель своего обучения, то он движется к своей цели, не смотря ни на что.
Да, в жизни бывают и другие случаи, когда родители заставляют своих детей учиться там, где те не хотят, вернее, получать образование, не соответствующее их природным способностям и наклонностям. Тогда лень учиться – это протест, способ отрицания навязанной учебы, и решается эта ситуация уже по-другому.
Что касается несознательных, то они:
- либо дети, которым еще пока свойственна несознательность,
- либо инфантильные взрослые (взрослые, имеющие детские качества, вернее, люди, которые физически выросли, но психологически так и не повзрослели).
В первом случае, как правило, мотивирующим и стимулирующим элементом в учебе являются родители и учителя (их похвала, одобрение, поощрение).
Во втором случае, если здесь имеется в виду учащаяся молодежь, мотивировать и стимулировать учебу тоже приходиться родителям и учебному заведению, и тоже методом «кнута и пряника», но в более жесткой форме.
Но вот вопрос: до каких пор можно стимулировать таких людей? Неужели, всю жизнь?
Отсюда – вывод: лучше взяться за ум и строить свою жизнь самому, но без прохождения обучения и формирования у себя нужных знаний и умений успеха достичь очень нелегко.
Желаю Вам Любви и успеха в учебе! Буду рада если Вы напишите как избавились от лени и начали учиться!
Лада
Все дело в родителях! Нужно каждый день заниматься с ребенком хочет он этого или не хочет, а то современные родители видят своего ребенка только вечером и то не всегда. Возможно одному из родителей лучше заняться ребенком чем просиживать время на работе. И тогда по прошествии какого-то времени учеба войдет в привычку, просто первое время надо как надзиратель за ребенком смотреть и напоминать! ❗
Помню в институте очень трудно было готовиться к экзаменам, откладывал каждый день. А потом решил себя обмануть: договорился с внутренним собой, что выучу всего 3 билета. Потом втянулся и в этот день выучил половину билетов. В общем втянулся, и со второго курса отметки были только «4» и «5», а повышенная стипендия была дополнительным бонусом. 😉