Как не лениться и хорошо учиться

Почему лень учиться

Лень – это отсутствие желания выполнить необходимое действие или дело. Отсюда, лень учиться – это отсутствие желания учиться.

Причин, почему отсутствует это желание у большинства детей и молодежи, может быть много, так как все мы – разные и находимся в разных жизненных условиях.

Но, не смотря на разность факторов появления лени, она имеет общее для всех последствие – усложнение ситуации, создание неприятностей и проблем. Ведь лень учиться приводит не только к появлению «двоек» (это еще только полбеды), она незаметно сводит на нет успешность человека в жизни вообще. А эту причинно-следственную связь, к сожалению, видят не все, и не вся учащаяся молодежь это понимает.

Отсюда, часто нежелание учиться связано именно с нехваткой сознательности, когда человек не понимает ценность знаний и общих умений (правильно писать и т.п.), которые нужны будут во взрослой жизни.

Но что говорить о детях, если порой даже взрослым не хватает этой сознательности в жизни. Хотя, дети бывают разными: есть те, кто с первого класса знает, кем будет и старательно учится, продвигаясь к своей мечте. А есть такие, кто не видит для себя смысла в обучении, поэтому искренне не понимает, зачем ему учиться.

Отсюда, можно выделить разные причины «учебной лени».

Причины лени учиться

  • бессмысленность учебы («мне это не нужно»),
  • конфликтная ситуация с одноклассниками (одногруппниками),
  • конфликт с учителем,
  • инфантилизм, отсутствие сознательности («учеба — это скучно», «учеба — это сложно»),
  • страх и нежелание выйти из «зоны комфорта»,
  • привычка откладывать «на потом»,
  • детская травма (когда родители и другие близкие люди повесили ярлык «неудачник и недотепа» и т.п.),
  • неверие в себя и свои силы,
  • отсутствие силы воли.

Понимание лени как отсутствие желания дает человеку подсказку для решения этой проблемы: нужно сделать так, чтобы желание учиться появилось. Но желание у человека обычно появляется только в случае его заинтересованности в результате своих действий.

Но что делать, если заинтересованности пока нет? Не ждать, когда она появится (может, никогда), а постепенно работать над этим. Хотя бы ради своего будущего.

Как настроиться на учебу

  • правильно сформулируем цель: если правильно поставить перед собой цель, то она будет вести за собой. При формулировке цели лучше использовать положительные и приятные слова. Сравните: «заставить себя учиться» или «начать хорошо учиться и повысить свой статус в классе (группе)».

В первом случае Ваше подсознание будет сопротивляться и тормозить, а во втором – помогать.

Наводящие вопросы для правильной формулировки цели: «Что должна Вам дать эта учеба?», «Куда в итоге эта учеба Вас приведет?», «Для чего Вам нужна эта учеба?»,

  • находим хорошую мотивацию (веская причина, чтобы учиться): может быть положительной (хорошо учиться, чтобы поступить в аспирантуру) и отрицательной, обратной (учиться, чтобы не быть отчисленным).

Мотивация может быть любой (например, учиться в университете, чтобы каждый день удивлять всех своими нарядами (крутыми гаджетами). Или ходить каждый день на учебу, чтобы видеть симпатичного одноклассника/одногруппника),

  • договариваемся с родителями или с друзьями. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок учился хорошо. И здесь дело – не в получаемых отметках, а в понимании ценности знаний, развитии силы воли, серьезности, терпения, усидчивости и других качеств, которые пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Поэтому, думается, что они с удовольствием согласятся поощрять Ваши успехи в учебе (еженедельной суммой или покупкой желаемой Вами вещи в конце полугодия или года).

Если же речь идет о договоре с друзьями, то здесь тоже можно найти немало мотивирующих вариантов: совместная поездка по окончании учебного года, «учебное» соревнование между собой и т.д.

Как побороть лень в учебе

  1. создаем положительный настрой: красивые и стильные принадлежности, вдохновляющая музыка,
  2. стимулируем себя (продумываем систему поощрений и наказаний). Такая система очень хорошо мотивирует на учебу. Например, своевременное успешное выполнение дела (написание проекта или курсовой, сдача экзамена на «отлично» и т.п.) должно вознаграждаться встречей с друзьями, походом в кинотеатр или покупкой заранее присмотренной вещи. А плохое выполнение учебных заданий или их несвоевременное выполнение наказывается самостоятельным запретом участия в вечеринке друзей и т.п.,
  3. занимаемся саморазвитием: расширяем кругозор, читая развивающие книги и просматривая познавательные фильмы, изучаем то, что интересно, даже если это не относится к учебе – это все будет «подтягивать»,
  4. не идем за своими сиюминутными эмоциями: если внутри опять появилось негативное отношение и сопротивление к учебе, не стоит на нем зацикливаться. Эта эмоция уйдет так же быстро (утверждается, что эмоция устойчива только 2 секунды), как и пришла, если Вы допустите в свою голову положительную мысль о нужности учебы, для того, чтобы… (Ваш мотив),
  5. интересуемся у своих сверстников, как они выходят из такой ситуации с ленью и умудряются быть успешными,
  6. используем альтернативные способы изучения учебного материала. Например, посмотреть документальный фильм про изучаемое историческое событие или прослушать аудиокнигу, посмотреть экранизацию вместо «скучного» чтения заданной повести,
  7. просматриваем свои достижения. Когда человек иногда (особенно, когда трудно) оглядывается назад и воспоминает, каким он был и каким стал, — это здорово мотивирует идти дальше, вперед,
  8. преодолеваем внутреннее сопротивление: начав учиться, мы втягиваемся в процесс, и через месяц-два становится легче,
  9. не берем в школу гаджеты, так как они будут и отвлекать, и создавать лишние проблемы (замечания на уроке, сверстники во время перемены),
  10. делим на части: объемное задание делим на части и выполняем постепенно,
  11. совместное выполнение домашних заданий: зовем друзей в гости делать вместе задание на дом, а потом вместе отдыхаем,
  12. смена мест занятий: читальный зал библиотеки, чтение в парке,
  13. рационально организовываем свое рабочее место: место для занятий должно быть настраивающим на серьезную работу (мебель, по желанию – фоновая музыка, чашка чая и т.п.),
  14. рационально управляем временем: расписать график на день с последовательными периодами учебы и отдыха, а также с 1-2 «окнами» (свободное время, которое по возникшей необходимости тратится на какое-либо занятие). Здесь нужно напомнить о существовании специальной системы умного планирования – так называемом тайм менеджменте. Он включает в себя очень много разных и эффективных инструментов, способов и приемов продуктивного управления временем,
  15. развиваем силу воли. Именно это качество является Вашим основным помощником в борьбе с ленью, заставляя брать себя в руки и концентрироваться на решении поставленных задач. Но, даже если пока у Вас его нет, можно успешно развивать с малого: заставлять себя следить за собой, за порядком в своей комнате и вещах, держать тело в форме. Хорошим подспорьем в деле развития силы воли является график дел, так как его нужно строго придерживаться,
  16. проявляем постоянство и настойчивость, не сдаемся.

Некоторые рекомендации и советы как заставить себя учиться перед экзаменом (контрольной)

  • настроиться. Как известно, во многом исход любого дела связан с психоэмоциональным настроем человека. Отсюда – вывод: создать себе положительный и решительный настрой на учебу («я смогу»),
  • выбрать оптимальное уединенное место (не кухня и не спальня),
  • убрать все отвлекающее (технику, шум, интересные предметы, на которые Вы реагируете, еду),
  • использовать прием 20/10, где первая цифра – время концентрации на задании, а вторая – время отдыха,
  • выявить и сконцентрироваться на том материале, в котором Вы слабы. Для этого нужно пройтись по каждому вопросу и прописать основные пункты, которыми Вы владеете. Выбрать те вопросы, по которым Вы не смогли ничего написать и усиленно их учить,
  • планировать. Для этого нужно составить список учебных дел на неделю, потом выделить самые сложные и трудоемкие дела на каждый день, и только затем распределить по дням недели легкие дела. Планирование помогает увидеть и представить весь недельный объем работы, а также настраивает, подготавливает к ней. Причем, при составлении плана обязательно нужно учесть время для отдыха,
  • готовиться вместе. Выполняя задания совместно с другими, можно повысить мотивацию и снизить рутинность учебы, пополнить или скорректировать свои знания (совместное обсуждение помогает выявить свои пробелы и недочеты),
  • «делу – время, потехе – час». При интенсивной умственной работе физически и физиологически просто необходимо давать своему мозгу перерыв. В противном случае можно получить обратный эффект: когда вместо стройной системы знаний истощившийся мозг будут выдавать сумбур. Поэтому – 2 часа интенсивных занятий и 30 минут хорошего и активного(!) отдыха – самое то,
  • полноценное питание с включением орехов, фруктов, рыбы и других продуктов, питающих мозг, повышает его продуктивность,
  • глоток чистой воды – вот на что можно и нужно отвлекаться время от времени, считают специалисты. Этот маленький прием благотворно влияет на состояние организма во время подготовки,
  • использовать действенные способы запоминания учебного материала: выписывать основные идеи, применять ассоциации и символы и т.д.,
  • начинать с трудного (метод «съесть лягушку») задания, затем перейти к легким,
  • наоборот: начать с легких заданий (иногда так легче начать и втянуться в процесс), потом перейти к трудному.

Как учиться на «отлично»

  • составить график учебы и отдыха – буллет-журнал (трекер дел, ежедневник),
  • работать на занятии: не просто просиживать занятие, урок, а работать (делать записи основных идей, уточнять, задавать вопросы, участвовать в обсуждении),
  • закреплять вовремя знания: после завершения занятия вспомнить еще раз основные моменты темы и понять взаимосвязь этой темы с предыдущими (то есть строить в голове систему знаний),
  • главное – понять. А понимать нужно главное, не второстепенное, поэтому в учебном тексте нужно акцентировать внимание на ключевых идеях, правилах, законах,
  • делать карточки: сделать картонные карточки, от руки выписывать туда основные законы, принципы, термины и регулярно повторять их,
  • наглядно представлять суть учебного материала: визуализировать историческое событие, физические законы (например, при изучении закона Архимеда представляем, как тело погружается в воду),
  • использовать ассоциации и реальные привязки для сложного учебного материала: изучение материала в приятной обстановке позволяет связать эти две вещи – обстановка+материал, а потом использовать для вспоминания этого материала,
  • устраивать самопроверку и самотестирование: если месяц спустя Вы помните все изученные термины, значит, тема качественно усвоена (что гарантирует высокие баллы).

В завершение хотелось бы напомнить, что лень характерна только для несознательных людей. Потому что, когда человек осознает цель своего обучения, то он движется к своей цели, не смотря ни на что.

Да, в жизни бывают и другие случаи, когда родители заставляют своих детей учиться там, где те не хотят, вернее, получать образование, не соответствующее их природным способностям и наклонностям. Тогда лень учиться – это протест, способ отрицания навязанной учебы, и решается эта ситуация уже по-другому.

Что касается несознательных, то они:

  • либо дети, которым еще пока свойственна несознательность,
  • либо инфантильные взрослые (взрослые, имеющие детские качества, вернее, люди, которые физически выросли, но психологически так и не повзрослели).

В первом случае, как правило, мотивирующим и стимулирующим элементом в учебе являются родители и учителя (их похвала, одобрение, поощрение).

Во втором случае, если здесь имеется в виду учащаяся молодежь, мотивировать и стимулировать учебу тоже приходиться родителям и учебному заведению, и тоже методом «кнута и пряника», но в более жесткой форме.

Но вот вопрос: до каких пор можно стимулировать таких людей? Неужели, всю жизнь?

Отсюда – вывод: лучше взяться за ум и строить свою жизнь самому, но без прохождения обучения и формирования у себя нужных знаний и умений успеха достичь очень нелегко.

Желаю Вам Любви и успеха в учебе! Буду рада если Вы напишите как избавились от лени и начали учиться!

Лада

Вам может также понравиться...

комментария 2

  1. Линара:

    Все дело в родителях! Нужно каждый день заниматься с ребенком хочет он этого или не хочет, а то современные родители видят своего ребенка только вечером и то не всегда. Возможно одному из родителей лучше заняться ребенком чем просиживать время на работе. И тогда по прошествии какого-то времени учеба войдет в привычку, просто первое время надо как надзиратель за ребенком смотреть и напоминать! ❗

  2. Денис:

    Помню в институте очень трудно было готовиться к экзаменам, откладывал каждый день. А потом решил себя обмануть: договорился с внутренним собой, что выучу всего 3 билета. Потом втянулся и в этот день выучил половину билетов. В общем втянулся, и со второго курса отметки были только «4» и «5», а повышенная стипендия была дополнительным бонусом. 😉

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *